ИСТОРИЯ MOTUL

        ПРОДУКЦИЯ MOTUL

        ФАН - ЗОНА MOTUL

Словарь гоночных терминов от M1-Racing PDF Печать E-mail

Уважаемые спортсмены! На этой странице нашего сайты вы можете познакомиться с теми терминами и определениями, которые мы использовали при составлении выпущенных нами регламентов чемпионатов и которые все чаще используются в российском "кольцевом" авто и мотоспорте. Данный "Гоночный словарь" (Глоссарий) был составлен специалистами нашей компании и адаптирован ими к применению в действующих официальных спортивных документах комитета по шоссейно-кольцевым мотогонкам МФР.

А

Автомобиль безопасности (англ. safety – car) – автомобиль, оборудованный специальными средствами световой сигнализации, который появляется и ведет за собой пелотон по трассе в случае возникновения на ней экстренных ситуаций (завал на трассе, вылет гоночного мотоцикла и т.д.).

Апекс (англ. apex) - точка, расположенная на внутренней стороне поворота, ориентируясь на которую, гонщик выполняет маневр (проходит поворот), с максимально высокой скоростью.

ББоксы для команд - стационарное или временное сооружение, предназначенное для размещения, ремонта и обслуживания гоночных мотоциклов.

Большой шлем (хет-трик) - достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу.

В
Взнос регистрационный (вступительный)  – взнос, который уплачивается гонщиком один раз в начале сезона для участия в серии соревнований.

Взнос стартовый – взнос за участие гонщика в каждом этапе соревнования называется стартовым. Стартовый взнос уплачивается участником каждый раз при его регистрации на гонку.

Врач соревнований (главный) - отвечает за организацию и работу медперсонала, а также проверку состояния здоровья спортсменов - участников соревнований, оказания им квалифицированной медицинской помощи в случае необходимости.

Г
Гонка – заезд, результаты которого определяются порядком пересечения гонщиками линии финиша, с учётом количества пройденных ими кругов и времени прохождения круга.

Гоночная трасса – замкнутое дорожное полотно с асфальтовым покрытием, используемое для проведения спортивного события - гонки.

Гонщик (пилот, участник) – водитель мотоцикла, своевременно заявленный и в установленном порядке зарегистрированный для участия в соревнованиях.

Гостевая зона (Vip Paddock Club) – зона с повышенным комфортом, предлагающая, как правило, лучший вид на стартовую прямую, предназначенная для приема и размещения особо важных гостей и корпоративного сервиса.

Грелка (для покрышек) - электрическая приспособление, разогревающее покрышки гоночного мотоцикла до рабочих температур (около 90C°). Применяется непосредственно перед выездом на трассу (тренировку, квалификацию или гонку).

Грув (англ. groove) – наезженная гонщиками траектория на трассе, покрытая отработанной резиновой крошкой от покрышек, благодаря которой сцепление шин с трассой повышается.

Д
Датчик хронометража (транспондер) – электронный прибор с индивидуальным частотным сигналом, с помощью которого ведется фиксация времени для каждого гонщика индивидуально, с заданной для данного соревнования точностью.

Директор соревнования – отвечает за работу всех служб обеспечивающих надлежащее качество проведения соревнования, а также за поддержание общественного порядка на территории его проведения.

Дождевая гонка – гоночный заезд, который проводиться в дождевых условиях.

Дождевая резина - шина специальной конструкции и состава, позволяющая гонщику безопасно управлять своим мотоциклом во время дождя.

Е

Ж

ЗЗаезд – любое событие, когда хотя бы один мотоцикл с гонщиком движется по трассе: свободные тренировки, квалификация и (или) гонка.

Закрытый парк (англ. parc ferme) – территория с ограниченным допуском, где до, по ходу или после гонки производится техническая инспекция гоночных мотоциклов с целью их соответствия требованиям технического регламента соревнований. 

Зона (ловушка) безопасности – гравийная (асфальтированная и т.п.) зона, расположенная с внешней стороны поворота, предназначенная для гашения скорости гоночного мотоцикла, оказавшегося за пределами трассы.

И
Информационное табло гонки - место публикации официальной информации по ходу соревнования.

Й

К
Квалификация – хронометрируемый заезд, по результатам которого определяются места гонщиков на стартовой решетке.

Классификация - итоговый судейский протокол, в котором указываются места гонщиков по итогам сезона или серии этапов соревнований.

Команда (гоночная) – группа лиц, своевременно подавшая командную заявку и в установленном порядке зарегистрированная для участия в соревнованиях.

Командный зачет – соревнование среди команд, по итогам которого выявляется сильнейшая команда.

Круговой - гонщик, которого обогнали, либо собираются обогнать на круг, другие гонщики.

Л
Леденец (англ. lollipop — леденец) - табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.

Личный зачет – соревнование среди спортсменов, выступающих индивидуально, за свой счет, по итогам которого выявляется сильнейший гонщик.

Лицензия гонщика (спортсмена) – документ, который подтверждает, что ее обладатель имеет право участвовать в официальных соревнованиях и управлять гоночным мотоциклом определенного класса.

Лучший круг - самый быстрый круг, который гонщик показал в гонке.

М
Маршалы (стюарты, комиссары) - обсуживающий персонал гонки, в задачу которых входит информирование гонщиков посредством флаговой сигнализации, эвакуация с трассы аварийных мотоциклов и поддержание полотна трассы в рабочем (пригодном для проведения заездов) состоянии.

Микст (промежуточная резина) - шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.

Монокласс – класс гонок, в котором участвуют мотоциклы только одной определённой марки (модели), как правило, одного производителя.

Н

О
Официальные лица соревнований – физические лица, обеспечивающие подготовку и проведение этапа соревнований. В их число входят: Директор соревнования, Спортивный комиссар МФР, Руководитель гонки, Главный судья, Главный врач, Технический комиссар, Секретарь соревнования,  Бригада хронометража, Пресс-секретарь, Служба эвакуации, Маршалы на дистанции.

П
Паддок (англ. paddock) – примыкающая к задней стороне боксов, закрытая для доступа зрителей территория, где располагаются технички и мотор-хоумы команд - участников соревнований.

Пелотон – вереница из мотоциклов, принимающих участие в гонке.

Персонал гонщика (механик, тренер, менеджер, представитель) – физические лица, включенные гонщиком в предварительную заявку. Персонал гонщика имеет право находиться в закрытых для общего посещения зонах - боксах, на пит-лейне и стартовой решетке по ходу проведения соревнования.

Пит-лейн (англ. pit-lane) - участок, предназначенный для выезда на трассу и съезда с нее гоночных мотоциклов, расположенный между боксами и пит-уолом.

Пит-стоп (англ. pit-stop) - остановка мотоцикла на пит-лейн (перед боксом), предназначенная для плановой или внеплановой дозаправки, смены покрышек или мелкого ремонта по ходу соревнований.

Пит-уолл (англ. pit-wall) – бетонное ограждение (стенка), отделяющая пит-лейн от трассы.

Подиум - место официального награждения победителей соревнований.

Поул-позишн (англ. pole position) - первая позиция на стартовой решетке (старте). Ее занимает гонщик, показавший лучшее время в квалификации.

Представитель гонщика – физическое лицо, представляющее интересы гонщика перед ГО. Достаточным подтверждением полномочий представителя гонщика перед ГО является предъявление последнему копии заявки на участие конкретного гонщика в этапе соревнования.

Пресс-секретарь соревнований - отвечает за аккредитацию в установленном порядке СМИ, проведение пресс-конференции, подготовку и публикацию всех официальных документов и сообщений касающихся этапа соревнования и (или) гонки.

Пресс-центр – стационарное или временное помещение, предназначенное для аккредитации и приема журналистов, проведения в нем пресс-конференции, где концентрируется и публикуется вся официальная информация об этапе соревнования и (или) гонке.

Прогревочный круг - круг перед гонкой. Преодолевается гонщиками в сравнительно невысоком темпе. Предназначен для прогрева покрышек и тормозов до рабочей температуры.

ПУГ (пост управления гонкой) – место, где ведется управление и концентрируется вся оперативная информация о ходе соревнования и (или) заезда.

Р
Разминка (англ. warm-up, некорректно переводится как «прогревочный заезд») - проводиться в день, непосредственно перед гонкой. Позволяет пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с таким же запасом топлив, который будет использован в гонке.

Райдер этапа – официальный документ, в котором четко прописываются детали и правила проведения того или иного (т.е. конкретного) этапа соревнования: дата и место его проведения, расписание, условия участия в нем для гонщиков и команд, детали гонки – количество кругов в гонке, система начисления очков, размер стартовых взносов, сумма призовых и т.д.

Регламент соревновний - свод законов и правил, описывающщий общие правила проведения мотоциклентых соревнований по той или иной дисциплине мотоспорта (в нашем случае - шоссейно-кльцевые мотогонки).

Руководитель гонки - несет персональную ответственность за квалификацию судей, организацию их работы, подготовку и поддержание трассы в рабочем состоянии, проверку оборудования и соблюдение всех необходимых мер безопасности на ней в течение всего времени проведения соревнования.

С
Свободные тренировки (англ. free practice) - заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать на ней свой мотоцикл и подготовить его к гонке.

Секретарь соревнований - организует работу секретариата, отвечает за проведение административных проверок, за подготовку списка допущенных к гонке водителей, стартовой ведомости и определения результатов гонки.

Слики (англ. slicks) - абсолютно гладкие шины, имеющие максимальные скоростные характеристики.

Слипстрим (англ. slipstream) - езда вслед за мотоциклом соперника, в непосредственной близости от него - в разряженной зоне.  Прием, с помощью которого можно получить некоторое преимущество в скорости и совершить обгон, либо сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп (в зависимости от типа гонок и тактики).

Соревнование - состязание, по итогам которого определяются сильнейшие гонщики и (или) команды.

Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash - буквально «плеснул и рванул») - очень короткий пит-стоп без смены шин, на котором в мотоцикл заливается минимальный объем топлива, необходимый, что бы закончить заезд или гонку.

Стартовая решетка (англ. starting grid) - место на стартовой прямой, где гонщики выстраивают свои мотоциклы перед стартом гонки.

Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go - «остановись и езжай») - наказание (штраф), которым карается гонщик за нарушение правил соревнований.

Т
Телеметрия – электронная система сбора и передачи данных на расстоянии, позволяющая пилоту и гоночному инженеру в режиме реального времени следить за текущими параметрами мотоцикла (скорость, передача, обороты двигателя, линейные и боковые ускорения и т.д.), а также за состоянием его узлов и деталей.

Технический регламент - официальный документ регулирующий класификацию, допуски и технические требования к гоночным мотоциклам, участвующим в том или ином виде соревнований по шоссейно-кольцевым мотогонкам (например, Чемпионате России, Кубке МФР и т.п).

Технический комиссар соревнований - отвечает за выпуск на трассу технически исправных и правильно подготовленных, в соответствии с техническими требованиями того или иного класса гоночных мотоциклов участников соревнований. 

У

Ф
Финишная черта - черта расположенная поперёк трассы, которую необходимо пересечь, чтобы закончить круг и (или) гонку. Мотоцикл считается финишировавшим, когда пересекает черту передней частью.

Флаг зеленый – информирует гонщиков о том, что трасса свободна. Показывается взмахами при выезде на трассу, либо по ходу гонки, в случае, если опасность миновала, для обозначения конца опасной зоны, начало которой было обозначено желтым, либо желтым с красными полосами, флагами.

Флаг желтый – сигнал опасности. Информирует гонщиков о возникшей на трассе или в непосредственной близости от нее опасности. Обгон в зоне оповещения желтыми флагами запрещен. В такой ситуации гонщики должны быть готовыми к возможной остановке гонки или ее продолжению. Сигнал подается взмахами флага на любом из участков трассы.

Флаг синий – информирует медленного гонщика о том, что его собирается обогнать на круг (или более) другой гонщик. Флаг показывается неподвижно, если догоняющий находится на значительном расстоянии от обгоняемого, и взмахами, если обгоняющий находится в непосредственной близости от обгоняемого.

Синий флаг - не показывается:
• на первом  круге гонки, когда гонщики идут плотной группой;
• когда гонщик уступает место для обгона, либо сигнализирует, что его можно обогнать;

Флаг красный – остановка гонки. Гонщики должны немедленно прекратить гонку и в спокойном темпе проехать в закрытый парк соревнований. Обгоны в режиме «Красного флага» - запрещены.

Флаг черный – показывается неподвижно вместе с черной доской, на которую нанесен номер участника, на линии старт-финиш. Информирует гонщика о том, что на следующем круге он должен привести свой мотоцикл в закрытый парк и явиться к Руководителю гонки.

Финишный флаг - используется для оповещения соревнующихся о финише гонки. Сигнал подается взмахами флага на линии старт-финиш.

Х
Хронометраж – электронная система, состоящая из приемной петли, декодера, транспондеров и программного обеспечения, с помощью которой определяются результаты заезда (гонки) и ведется фиксация времени для каждого гонщика индивидуально, с заданной для данного соревнования точностью.

Хронометрист соревнования – отвечает за правильную работу приборов хронометража и ведет фиксацию времени с заданной для данного соревнования точностью, организует подготовку и передачу секретарю и руководителю гонки протоколов хронометража.

Ц

Ч

Ш
Шпилька - резкий поворот в диапазоне от 90 до 180 градусов, соединяющий две прямые.

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э
Этап соревнования – самостоятельное событие, состоящее собственно из спортивного события (свободных тренировок, квалификации и гонок) и других мероприятий, проводящихся в его рамках. Спортивное событие этапа начинается со времени начала административных проверок, заканчивается - церемонией награждения победителей этапа соревнования.

Эска - связка поворотов в форме латинской буквы S.

Ю

Я